Решаем вместе
Есть вопрос?
11
Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 19.03.2024, 08:16


Меню сайта
Полезные ссылки

1. ГИС Образование Ямала

2. Портал государственных услуг РФ

3. Официальный федеральный портал поддержки еди­ного государственного экзамена

4. Каталог цифрового образовательного контента

5. Новости Минпросвещения России

6. Федеральный портал "Российское образование"

7. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

8. Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях

9. Официальный сайт департамента образования ЯНАО

10. Официальный сайт департамента образования Администрации города Ноябрьска

11. Сетевое педагогическое сообщество учителей русского языка и литературы города Ноябрьска

12. On-line помощь в киберпространстве для подростков

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Урок риторики в 6 классе по теме "Письмо "

Новая страница 1

Цели урока:

>   обучающие:

- познакомить учащихся с письмом как с одним из видов письменных речевых жанров,
со структурой письма, стилистическими и лексическими особенностями;

>   развивающие:

-  совершенствовать навык написания письма;

-  развивать самостоятельность в мышлении и учебной деятельности

>    воспитательные:

- воспитывать активную личность, желание поделиться своими мыслями, чувствами с близкими людьми.

Опережающие задания:

1.        .  Принести интересное письмо или поздравительную открытку.

2.              Составить видному - выразить своё отношение к понятию «письмо» в виде зрительного образа. Попытаться представить свою деятельность в этом процессе.

3.              Индивидуальное задание - устное выступление «Из истории письма».

Оборудование урока:

1.              С.И.Ожегов «Словарь русского языка»

2.              Комплект текстов «Определить вид письма»

Девиз урока «Учитесь писать письма»

Эпиграф урока:

Эпистолярный жанр - это труд души, обращенный к другому человеку. Помните,

адресат ждет от вас писем, полных дружеского расположения и участия.

Ход урока.

1.    Словарная работа. Записать под диктовку следующие слова:
Здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, пожалуйста, благодарю.

(Взаимопроверка. Правильность записанных слов проверяем по образцу: учитель
может записать на доске или на отдельных листах. Оценку за работу выставить на
поля. Норма оценок заранее записана на доске)
          

2.    Сообщение целей урока.
Слово учителя.

- Любите ли вы получать письма? А писать?

Наш урок будет посвящен древнему благородному искусству - умению писать письма. Знакомлю с девизом урока.

-  Сегодня на уроке мы познакомимся со структурой письма, со стилистическими и
лексическими особенностями. Мне хочется, чтобы вы проявили самостоятельность в
мышлении и учебной деятельности.

Ученики читают эпиграф урока.

- Что обозначает слово «Эпистолярный»? (Если ученикам не знакомо это слово,
знакомлю их со словарной статьей из словаря СИ. Ожегова, стр. 790
Эпистолярный, -ая, -ое. О литературных произведениях: в форме письма, переписки.

3.  жанр. Э. стиль.)

3.  Анализ видиом.

- Я просила нарисовать учащихся видному, т. е. рисунок, через который бы вы
выразили свое понимание слова «Письмо», т.е. создали зрительный образ.

А что же такое письмо? Найдите и прочитайте значение этого слова по «Словарю
русского языка « СИ. Ожегова (стр. 447)

4.  Историческая справка. Рассказывает заранее подготовленный ученик.

« Письма люди пишут давно. Первыми письмами были наскальные изображения. Жители Месопотамии много лет тому назад писали письма на плитах, индейцы на шкуре бизона.

На Руси первые письма представляли собой берестяные грамоты. Бересту кипятили, затем сушили. Обрезали по краям и процарапывали «писалом».

Современные формы письма и правила переписки сложились сто пятьдесят лет назад. Пришли они к нам из Англии»

4.   Когда мы пишем письмо, мы создаем текст.

-  Что такое текст?

-  Какие композиционные компоненты должны быть в письме?

Сначала выслушиваю высказывания учащихся, затем обращаюсь к записям на доске

(повторяем материал, изученный в 5 классе)

А) адресат - адресант;

Б) информация (официальная, неофициальная, личная, эмоциональная)

В) коммуникативная задача (для чего пишем: сообщить, поздравить, поблагодарить,

поделиться чувствами).

Работа с учебником (стр. 55.)

- Какую новую для вас информацию содержит материал под треугольником на стр. 55.

5.  Виды писем.

Какие бывают письма в зависимости от коммуникативной задачи? Посмотрите 56-63 страницы.

Запишите виды писем в тетрадь в столбик

Личное письмо

Письмо-поздравление

Благодарственное письмо

 Деловое письмо

 Письмо- просьба

Взрослые пишут официальные письма или деловые

А сейчас решим тест. Соотнесите номера писем с видом. За каждый правильный ответ вы получаете балл.

Тест.
Определите вид письма.
1.                                 Дорогая бабуля!

Мы пишем тебе уже из Крыма! Ты представить себе не можешь, как здесь тепло и солнечно!

Наш домик стоит на небольшом откосе, а внизу - море. Знаешь, я сначала не могла заснуть: море немного штормило, и оно шумно откатывало на берег. Но сейчас все спокойно, и под тихое шуршание волн хорошо спиться.

Тебе, наверное, хочется узнать, как мы живем, едим ли фрукты, как себя чувствуем... Поэтому я передаю письмо маме, и она расскажет об этом.

Целую тебя, бабуля!

Твоя внучка Даша.

2.                              Уважаемая Валентина Ивановна!

В ответ на ваш запрос от 12.10. 2006 года сообщаем, сто согласно Вашей просьбе мы направили вам 12.11. 06 года учебно-методическую литературу по адресу, указанному вами.

Издательство «Творческий центр Сфера»

3                            Дорогая сестра!

С новым годом, с новым счастьем!

Прими от меня сердечные пожелания: хочу, чтобы ты была здорова, чтобы счастье никогда не покидало тебя, чтобы ты была любима всеми так же как твоей семьей. Пиши чаще, не забывай свого любящего тебя брата.

Ноябрьск. 2006 год

4.                              Многоуважаемый Иван Федорович!

Благодарю  Вас  за присланный  Вами подарок и за Ваше ко мне внимание, чрезвычайно для меня лестное и дорогое.

Я знаю: вы не любите, чтобы Вас благодарили. Но мне очень хочется сказать, что я навсегда сохраню к Вам в душе моей искреннее уважение и преданность.

Ваш друг.

5. В Управление образования Администрации города Ноябрьска.

       Администрация СОУ СОШ 12 сообщает, что до работников школы доведены сведения о недопущении фактов предоставления и использования подложных проездных документов и иных поддельных документов, что относится к составу преступления к ч. 1 ст. 159 УК РФ «Мошенничество». Вопрос был рассмотрен 27.04.2007 года на совещании при директоре.                                                                                                         

 Директор школы                        И.В.Ращупкина

 -  Проверка правильности выполнения работы. Оценку выставить на полях тетради.

-  Беседа по текстам теста:

А) Когда и с какой целью написаны письма?

Б) Кому адресованы?

Какие внешние композиционные признаки указывают, что перед вами письмо -

особый жанр текста?

6.    Композиция письма. (Записать в тетрадь)

-  Из каких частей состоит любой текст? (вступление, основная часть, заключение)

-  В письме также присутствуют эти части, но они приобретают другой характер. Посмотрите внимательно на тексты писем из теста. Вы заметите, что в разных письмах есть одинаковые части.

-  Какие элементы, как правило, присутствуют в письме?

Выслушать высказывания учащихся и записать в тетрадь следующее: (дата, место написания, обращение к собеседнику, прощание, подписи)

1.  Приветствие или обращение (название того, кому предназначено письмо)

2.              Основная часть (изложение информации, интересующей адресата)

3.              Заключение (выражение уважения, любви, почтения, прощание)

4.              Дата. Подпись.

 

-  Сравните запись с материалом из учебника стр. 55

-  Какую композиционную часть мы не записали? (вступление - извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелание)

-  Обязательно ли наличие указанных композиционных элементов в каждом письме?

-  Чем обусловлено употребление тех или иных композиционных элементов в письме? (видом письма)

7. Первичное закрепление изученного материала.

А)-Напишите вступление письма к автору книги, которую вы недавно прочитали, к учителю, к бабушке, сестре брату.(Эту работу ученики выполняют по вариантам или по желанию, в зависимости от подготовленности класса, также можно организовать работу в малых группах) Помните, что начальное обращение определяет тональность

письма в целом. По  началу письма можно говорить о настроении письма: печальное или шутливое, страстное или язвительное, может быть и поучительное.

Б) Проверка выполненной работы.Оценка выставляется на полях.

В) На доске написан текст. Прочитайте его.

Привет, С!

Пишу тебе из дома    16 ноября 2006   года. Вот решил написать тебе. У нас всё как

всегда. А как у вас? У нас прошел фестиваль детского творчества «России звонкие

края». Он мне очень понравился. Я учусь хорошо. Кончаю тебе писать. Больше писать

нечего.

- Понравилось ли вам это письмо?

- Какие речевые недочеты допустил автор? (Исключить повторы - «пишу»и «написал», «Кончаю тебе писать» и «Больше писать нечего».(Можно рассказать другу, чем понравился фестиваль детского творчества)

-  Почему письмо неинтересное? (Нет впечатлений, переживаний, отсутствует какая-либо интересная информация)

-  Какая композиционная часть письма отсутствует? (Подпись и дата)

-  Отредактируйте и запишите текст письма.

8. Стилистические и лексические особенности   писем.

-  Прочитать письмо Н. Островского матери (упр. 65, стр. 64)

-  Какие предложения по цели высказывания использует автор?

-  Найдите глаголы в повелительном наклонении.

-  Местоимения какого лица использует автор?

-  К стилистическим особенностям также относятся наличие обращений, заключение. Прочитайте их.

9. Подведение итогов урока.

-  Что нового узнали?

-  Чему научились на уроке.

10 Комментирование домашнего задания.

Домашнее задание можно выполнять по желанию один вариант.

1  вариант - написать письмо автору прочитанной книги (письмо должно быть связано с идейно-тематическим содержанием произведения)

2  вариант - письмо учителю (можно о конкретной ситуации)

3  вариант - написать письмо бабушке, рассказать о себе, о новостях, расспросить о её делах)

Используйте материалы урока!
Поиск
Количество вакантных мест в МБОУ "СОШ № 12"
Территория микрорайона, закрепленная за МБОУ "СОШ №12"

Перечень температурных режимов, при которых нахождение детей на улице не рекомендуется (не безопасно)

Оставить отзыв о школе на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
Линия помощи «Дети Онлайн»
Нужна помошь?

Вы можете обратиться с обращением к Уполномоченному по правам ребёнка в Ямало-Ненецком автономном округе по вопросам соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов детей.

Паспорт дорожной безопасности
МБОУ "СОШ № 12"

Сетевичок.рф - обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности. Online поддержка подростков

Оцените наш сайт
Всего ответов: 1028
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
Figaro

МБОУ "СОШ №12"© 2024