Решаем вместе
Есть вопрос?
11
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 16:05


Меню сайта
Полезные ссылки

1. ГИС Образование Ямала

2. Портал государственных услуг РФ

3. Официальный федеральный портал поддержки еди­ного государственного экзамена

4. Каталог цифрового образовательного контента

5. Новости Минпросвещения России

6. Федеральный портал "Российское образование"

7. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

8. Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях

9. Официальный сайт департамента образования ЯНАО

10. Официальный сайт департамента образования Администрации города Ноябрьска

11. Сетевое педагогическое сообщество учителей русского языка и литературы города Ноябрьска

12. On-line помощь в киберпространстве для подростков

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Тьюторская служба абитуриента

Востребованная профессия  - это залог будущей  успешной жизни

 

1. Выбор профессии: что это такое и зачем он нужен?

Выбор будущей профессии — это серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий подготовки и знаний, времени на раздумья, и не терпящий легкомысленности.

Почему? Да, потому что от того правильно ли вы выберите свою будущую профессию, будет зависеть вся ваша дальнейшая взрослая жизнь.

От правильности выбора будущей профессии зависит душевное равновесие и материальное благополучие во взрослой жизни. Неправильный выбор профессии приводит к тому, что многие взрослые оказываются недовольны выбранной сферой деятельности, и как следствие — уровнем и качеством своей жизни, степенью профессиональной реализованности, своим душевным состоянием.

Только выбрав будущую профессию, вы сможете правильно выбрать направление или специальность подготовки.

2. Что обязательно надо знать для правильного выбора профессии

  1. Правила выбора профессии.
  2. Перечень и содержание существующих профессий.
  3. Востребованность профессий на рынке труда.
  4. Свои склонности, способности и предрасположенность к какой-либо профессии.

3. Правила выбора профессии

Чтобы правильно выбрать свою будущую профессию вам надо найти «золотую середину» по формуле «хочу—могу—надо». Ваша задача найти такую профессию, которая бы отвечала всем трем требованиям.

Для этого вам надо обязательно ответить для себя на следующие вопросы:

Хочу «К чему у меня душа лежит?» Чем я хочу заниматься, что мне нравится делать, к чему имею склонности, какой вид деятельности меня привлекает.

Если при выборе будущей профессии исключить «хочу», то работая по выбранной специальности, вы не будете получать удовольствия от процесса работы.

Могу «Смогу ли я?» Смогу ли я поступить в вуз на выбранную специальность. Смогут ли родители обеспечить мою подготовку к поступлению и обучение. Хватит ли у меня способностей и умения, чтобы освоить ту профессию, к которой «душа лежит». Если специальность очень востребованная и престижная, то смогу ли я самостоятельно устроиться на работу, когда окончу вуз (ведь не секрет, что на многие хорошие места, даже если ты успешно учился, можно устроиться только «по знакомству»).

Если при выборе будущей профессии исключить «могу», то можно просто не поступить в вуз на выбранную специальность или потом не устроиться на работу. Если же вы все-таки получили выбранную специальность и уже работаете, то велика вероятность, что вы не сможете достичь профессиональных успехов, а следовательно продвижения по службе и увеличения заработной платы.

Надо «Есть ли спрос на мою профессию?» Нужна ли моя профессия на рынке труда, требуются ли специалисты моей профессии, смогу ли я устроиться на работу по своей специальности, сколько мне будут платить, есть ли перспективы у моей профессии или скоро она исчезнет.

Если при выборе будущей профессии исключить «надо», то может случиться так, что вы просто не найдете работы по своей специальности или оплата вашего труда не будет соответствовать вашим потребностям.

Если вы сумеете совместить «хочу», «могу» и «надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами вы найдете такую профессию, которая:

  • интересна и привлекательна для вас;
  • соответствует вашим способностям;
  • пользуется спросом на рынке труда.

Чтобы правильно ответить на вопросы «Что я хочу?», «Что я могу?», «Что надо рынку?» и избежать ошибок при выборе профессии нужно знать:

  • перечень и описание всех профессий, которые существуют сегодня;
  • положение на рынке труда: какие профессии требуются сейчас и какие будут требоваться, когда вы окончите вуз;
  • свои склонности и способности, которые могут быть определены при помощи психологического тестирования.

4. Основные ошибки при выборе профессии

  • Выбор профессии при исключении хотя бы одного параметра: «хочу», «могу» или «надо».
  • Выбор профессии «за компанию», под влиянием товарищей.
  • Перенос отношения к человеку («хороший—плохой»), который является представителем той или иной профессии, на саму профессию. Например, ваш дедушка был анестезиологом, вы его очень любите и уважаете, и поэтому по его примеру тоже хотите стать анестезиологом. Но когда вы начнете обучаться этой профессии или уже работать, то может оказаться, что у вас нет никаких склонностей и способностей к этой профессии, и вообще она вам не нравится.
  • Неумение или нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях).
  • Незнание положения на рынке труда: какие специальности наиболее востребованны сегодня, а какие будут востребованы в ближайшем будущем, когда вы закончите вуз.
  • Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Например, вам нравится профессия ковбоя. Внешне она очень привлекательна и романтична, но это только по фильмам. На самом же деле ковбой — это просто пастух. Поэтому если вы не любите животных и не любите за ними ухаживать, вам лучше выбрать другую профессию.

5. Источники информации о профессиях

  1. Общероссийский классификатор специальностей по образованию. Посмотреть здесь или здесь.
  2. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС).
  3. Сборники профессиограмм (описаний) профессий
  4. Дни открытых дверей вузов, колледжей, профессиональных лицеев (День открытых дверей КубГТУ).
  5. Выставки-ярмарки учебных заведений (Форум «Создай себя сам» и т. п.).
  6. Выставки-ярмарки вакансий рабочих мест.
  7. Газеты «Работа для всех», «Ищу работу» и т. п.
  8. Профориентационные центры.
  9. Службы занятости.
  10. Кадровые агентства.
  11. Родители, друзья, знакомые.
  12. Интернет, телевидение.

6. Виды профессий

Профессия — вид трудовой деятельности, предъявляющий к человеку определенный перечень требований (например, учитель).

Специальность — вид занятия в рамках одной профессии (например, профессия — «учитель», а специальность — «учитель математики»).

Профессию относят к какому-либо виду в зависимости от:

  • предмета труда (с чем имеет дело работник);
  • цели труда (что нужно сделать с предметом труда);
  • средств труда (чем работник воздействует на предмет труда);
  • условий труда (где происходит процесс работы).

Профессия может иметь несколько предметов, целей, средств и разные условия труда. В этом случае необходимо выделить те из них, которые являются главными.

Классификация профессий (по Е. А. Климову)

Классификационный признак Виды и характер труда
Предмет труда Природа   Техника   Человек   Знак   Художественный образ
Цели труда Гностические   Преобразующие   Изыскательские
Средства труда Ручные   Машины   Автоматизированные   Функциональные
Условия труда Бытовые   Открытый воздух   Необычные   Повышенная моральная ответственность

Любая профессия по каждому из признаков может быть отнесена к одному или нескольким типам.

1. По предмету труда профессии делят на 5 типов:

1.1. «Человек—природа».

Предмет труда: растительные и животные организмы, микроорганизмы, биологические и природные процессы.

Профессии: агроном, мастер-животновод, лесник, семеновод, зоотехник, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

Сфера деятельности: сельское и лесное хозяйство, пищевая промышленность, медицина и научные исследования природы (биология, география). Определенный интерес к природе должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу.

Требуемые человеческие качества: любовь к природе, живым организмам; тяга к изучению и применению законов природы; способность предвидеть возможные изменения в живых организмах, которые подчас необратимы; инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач; заботливость и дальновидность.

1.2. «Человек—техника».

Предмет труда: технические объекты, машины, механизмы, аппараты, материалы, виды энергии.

Профессии: механик, радиомеханик, строитель, проходчик, столяр, техник-металлург, электромонтажник, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям, программист, архитектор и др.

Сфера деятельности:

  • производство и обработка металла, механическая сборка, монтаж машин, приборов;
  • ремонт, наладка, обслуживание технологических машин, установок, транспортных средств; 
  • монтаж, ремонт зданий, сооружений, конструкций; 
  • сборка, монтаж, ремонт, наладка, обслуживание электрооборудования, приборов, аппаратов; 
  • добыча, обработка грунтов, горных пород; 
  • обработка и использование неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов;
  • применение подъемных, транспортных средств, управление ими; 
  • переработка продуктов сельского хозяйства. 

Требуемые человеческие качества: любовь к технике, аккуратность, дисциплинированность, точность, практическое мышление, техническая фантазия — способность соединять и разъединять технические объекты и их части.

Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина. 

1.3. «Человек—человек».

Предмет труда: люди. 

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др. 

Эти профессии связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием людей, руководством людьми.

Сфера деятельности: 

  • обучение и воспитание людей, организация детских коллективов; 
  • бытовое, торговое, медицинское, информационное обслуживание; 
  • управление производством, руководство людьми, коллективами; 
  • информационно-художественное обслуживание людей и руководство художественными коллективами; 

Требуемые человеческие качества:

  • умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, находить с ними общий язык;
  • способность понимать людей, разбираться в их намерениях, помыслах, настроениях;
  • умение мысленно ставить себя на место другого человека;
  • устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми, терпение;
  • потребность в общении;
  • умение разбираться во взаимоотношениях людей.

1.4. «Человек—знаковые системы».

Предмет труда: условные знаки, числа, цифры, буквы, коды, количественные соотношения, естественные или искусственные языки. 

Профессии: программист, переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка и др.

Сфера деятельности:

  • обработка информации в виде условных знаков, схематических изображений объектов;
  • контроль, проверка, учет, обработка сведений;
  • оформление документов, делопроизводство, анализ текстов или их преобразование, перекодирование;
  • создание новых знаков и знаковых систем.

Требуемые человеческие качества:

  • умение представлять и воспринимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками;
  • умение абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, обозначенных знаками;
  • сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.

1.5. «Человек—художественный образ».

Предмет труда: художественный образ, способы его построения. 

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник. 

Сфера деятельности: 

  • изобразительная деятельность; 
  • музыкальная деятельность; 
  • литературно-художественная деятельность; 
  • актерско-сценическая деятельность. 

Требуемые человеческие качества:

  • наличие образного мышления и творческого воображения, способности к искусствам.
  • реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее, чем заслуживаешь);

Одна из особенностей профессий типа «человек — художественный образ» состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда. 

2. По цели труда профессии делят на 3 класса:

2.1. Гностические профессии: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).

2.2. Преобразующие профессии: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной).

2.3. Изыскательские профессии: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (дизайнер, рекламщик, закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель).

3. По средствам труда профессии делят на 4 отдела:

3.1. Профессии с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург).

3.2. Профессии с использованием машин c ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи).

3.3. Профессии с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий и робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы).

3.4. Профессии с использованием функциональных средств и орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен). Функциональные средства труда — это выразительные средства поведения, речь (учитель); организм человека (спортсмен, балерина); эталоны органов чувств (дегустатор).

4. По условиям труда профессии делят на 4 группы:

4.1. Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт).

4.2. Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном).

4.3. Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик).

4.4. Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор)

7. Сборники профессиограмм (описаний) профессий

Профессиограмма — это подробное описание профессии: цель труда, предмет труда, средства труда, условия труда, психологические требования профессии к человеку, должностные обязанности, уровень необходимой квалификации.

Сборники профессиограмм:

8. Профориентационное психологическое тестирование

Психологические тесты по профориентации помогут вам определить примерную сферу вашей будущей профессиональной деятельности, которая соответствует вашим интересам, склонностям и способностям.

Внимание! При прохождении теста отвечайте на вопросы максимально честно, не обманывайте себя самого. Оценивайте свои качества такими какие они есть на самом деле, а не такими какими вам хотелось бы их видеть. В противном случае результат теста будет ошибочен.

1. Профориентационный тест по классификации профессий Е. А. Климова

Тест включает 30 вопросов. Тест выявляет ваши склонности по отношению к каждому из пяти типов профессий: «человек—природа», «человек—человек», «человек—техника», человек—знак» и человек—художественный образ».

Источник: prevolio.com.
Пройти тест.

2. Профориентационный тест Джона Голланда

Тест позволяет определить тип социально-профессиональной направленности личности. Вам предлагаются различные пары профессий. В каждой паре необходимо найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Из двух предложенных профессий надо обязательно выбрать одну более предпочтительную. Не спешите, подумайте. Всего 42 пары профессий.

Источник: сайт «Психологические страницы».
Пройти тест.

3. Сборник профориентационных тестов

Сборник содержит 5 тестов по профориентации, составленных по методикам разных авторов: тест на профориентацию Дж. Холланда (Голланда); определение социально-психологических установок личности (методика О.Ф.Потемкиной); определение типа будущей профессии (методика Е. А. Климова); карта интересов (модифицированная методика А. Е. Голомштока); опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (в модификации Г. В. Резапкиной).

Источник: prevolio.com.
Пройти тесты.

Поиск
Количество вакантных мест в МБОУ "СОШ № 12"
Территория микрорайона, закрепленная за МБОУ "СОШ №12"

Перечень температурных режимов, при которых нахождение детей на улице не рекомендуется (не безопасно)

Оставить отзыв о школе на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
Линия помощи «Дети Онлайн»
Нужна помошь?

Вы можете обратиться с обращением к Уполномоченному по правам ребёнка в Ямало-Ненецком автономном округе по вопросам соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов детей.

Паспорт дорожной безопасности
МБОУ "СОШ № 12"

Сетевичок.рф - обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности. Online поддержка подростков

Оцените наш сайт
Всего ответов: 1029
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

МБОУ "СОШ №12"© 2024