Инновационный поиск новых средств, приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные подходы в обучении. Ведущее место среди методов в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически лично значимой проблемы. Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.
27.01.2014г педагоги начальной школы приняли участие в педагогической мастерской по созданию учебных групповых проектов. Каждой группе на выбор были предложены проекты: познавательный, конструкторский, исследовательский, социальный. Педагоги выполняли роль - учеников. Они отбирали необходимый информационный материал. Кто-то искал его в Интернете, а кто-то в энциклопедиях и справочниках. А группа под руководством Ченченко О.В. для своего конструкторского проекта выбирали даже строительные материалы. Кипит работа! Каждому в группе нашлось дело. Параллельно педагоги вели листы планирования и продвижения по заданию. В конце работы каждый заполнял лист самооценки. Ведь успех – это реализованные цели! Процесс работы контролировали наблюдатели: логопед Дорофеева С.Е., психолог Важенина Т.А., воспитатель ГПД Валишина Э.Ф. У них была ответственная миссия - наблюдать, соответствует ли содержание поставленным целям, конструктивно ли идет обсуждение, есть ли конфликтные ситуации и если есть, то как они разрешаются. И вот проекты готовы. Начался ответственный момент работы - защита проектов. Группа под руководством Бельковой О.И. представила исследовательский проект «Телевиденье в жизни ребёнка». Педагоги Икрянова Г.А., Тихонова И.В., Третьякова Т.А. защищали социальный проект «Первый раз в первый класс». Суворова В.Н., Островская Э.Л., Коропова И.В. познавательный «Мы жители планеты Земля». Будякина С.В., Файзуллина З.Х., Гиззатуллина Г.Ф. и Ченченко О.В. разработали социальный проект «Детская площадка на территории школы». При подведении итогов педагоги говорили о преимуществе групповых продуктов:
- формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели;
- проект может быть выполнен более глубоко и разносторонне;
- групповая работа позволяет распределить обязанности,
и каждый участник группы может проявить свои сильные
стороны в той работе, которая ему лучше всего удается;
- работа в группе создает психологически комфортную и безопасную ситуацию для неуверенных и тревожных детей, при успешном, взаимодействии может поднять статус отдельных учащихся в группе сверстников;
- совместная работа дает возможность обогащаться опытом других
участников, видеть наиболее эффективные стратегии поведения и учебной деятельности;
- такой проект способствует групповому сплочению.
Сухарева С.В.,
руководитель ШМО учителей начальных классов.
|