Главная | Регистрация | Вход | RSS | Суббота, 27.04.2024, 11:14 |
Приветствую Вас Гость |
|
Тьюторская служба абитуриентаВостребованная профессия - это залог будущей успешной жизни
1. Выбор профессии: что это такое и зачем он нужен?Выбор будущей профессии — это серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий подготовки и знаний, времени на раздумья, и не терпящий легкомысленности. Почему? Да, потому что от того правильно ли вы выберите свою будущую профессию, будет зависеть вся ваша дальнейшая взрослая жизнь. От правильности выбора будущей профессии зависит душевное равновесие и материальное благополучие во взрослой жизни. Неправильный выбор профессии приводит к тому, что многие взрослые оказываются недовольны выбранной сферой деятельности, и как следствие — уровнем и качеством своей жизни, степенью профессиональной реализованности, своим душевным состоянием. Только выбрав будущую профессию, вы сможете правильно выбрать направление или специальность подготовки. 2. Что обязательно надо знать для правильного выбора профессии
3. Правила выбора профессииЧтобы правильно выбрать свою будущую профессию вам надо найти «золотую середину» по формуле «хочу—могу—надо». Ваша задача найти такую профессию, которая бы отвечала всем трем требованиям. Для этого вам надо обязательно ответить для себя на следующие вопросы: Хочу «К чему у меня душа лежит?» Чем я хочу заниматься, что мне нравится делать, к чему имею склонности, какой вид деятельности меня привлекает. Если при выборе будущей профессии исключить «хочу», то работая по выбранной специальности, вы не будете получать удовольствия от процесса работы. Могу «Смогу ли я?» Смогу ли я поступить в вуз на выбранную специальность. Смогут ли родители обеспечить мою подготовку к поступлению и обучение. Хватит ли у меня способностей и умения, чтобы освоить ту профессию, к которой «душа лежит». Если специальность очень востребованная и престижная, то смогу ли я самостоятельно устроиться на работу, когда окончу вуз (ведь не секрет, что на многие хорошие места, даже если ты успешно учился, можно устроиться только «по знакомству»). Если при выборе будущей профессии исключить «могу», то можно просто не поступить в вуз на выбранную специальность или потом не устроиться на работу. Если же вы все-таки получили выбранную специальность и уже работаете, то велика вероятность, что вы не сможете достичь профессиональных успехов, а следовательно продвижения по службе и увеличения заработной платы. Надо «Есть ли спрос на мою профессию?» Нужна ли моя профессия на рынке труда, требуются ли специалисты моей профессии, смогу ли я устроиться на работу по своей специальности, сколько мне будут платить, есть ли перспективы у моей профессии или скоро она исчезнет. Если при выборе будущей профессии исключить «надо», то может случиться так, что вы просто не найдете работы по своей специальности или оплата вашего труда не будет соответствовать вашим потребностям. Если вы сумеете совместить «хочу», «могу» и «надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами вы найдете такую профессию, которая:
Чтобы правильно ответить на вопросы «Что я хочу?», «Что я могу?», «Что надо рынку?» и избежать ошибок при выборе профессии нужно знать:
4. Основные ошибки при выборе профессии
5. Источники информации о профессиях
6. Виды профессийПрофессия — вид трудовой деятельности, предъявляющий к человеку определенный перечень требований (например, учитель). Специальность — вид занятия в рамках одной профессии (например, профессия — «учитель», а специальность — «учитель математики»). Профессию относят к какому-либо виду в зависимости от:
Профессия может иметь несколько предметов, целей, средств и разные условия труда. В этом случае необходимо выделить те из них, которые являются главными. Классификация профессий (по Е. А. Климову)
Любая профессия по каждому из признаков может быть отнесена к одному или нескольким типам. 1. По предмету труда профессии делят на 5 типов: 1.1. «Человек—природа». Предмет труда: растительные и животные организмы, микроорганизмы, биологические и природные процессы. Профессии: агроном, мастер-животновод, лесник, семеновод, зоотехник, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др. Сфера деятельности: сельское и лесное хозяйство, пищевая промышленность, медицина и научные исследования природы (биология, география). Определенный интерес к природе должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу. Требуемые человеческие качества: любовь к природе, живым организмам; тяга к изучению и применению законов природы; способность предвидеть возможные изменения в живых организмах, которые подчас необратимы; инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач; заботливость и дальновидность. 1.2. «Человек—техника». Предмет труда: технические объекты, машины, механизмы, аппараты, материалы, виды энергии. Профессии: механик, радиомеханик, строитель, проходчик, столяр, техник-металлург, электромонтажник, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям, программист, архитектор и др. Сфера деятельности:
Требуемые человеческие качества: любовь к технике, аккуратность, дисциплинированность, точность, практическое мышление, техническая фантазия — способность соединять и разъединять технические объекты и их части. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина. 1.3. «Человек—человек». Предмет труда: люди. Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др. Эти профессии связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием людей, руководством людьми. Сфера деятельности:
Требуемые человеческие качества:
1.4. «Человек—знаковые системы». Предмет труда: условные знаки, числа, цифры, буквы, коды, количественные соотношения, естественные или искусственные языки. Профессии: программист, переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка и др. Сфера деятельности:
Требуемые человеческие качества:
1.5. «Человек—художественный образ». Предмет труда: художественный образ, способы его построения. Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник. Сфера деятельности:
Требуемые человеческие качества:
Одна из особенностей профессий типа «человек — художественный образ» состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда. 2. По цели труда профессии делят на 3 класса: 2.1. Гностические профессии: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь). 2.2. Преобразующие профессии: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной). 2.3. Изыскательские профессии: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (дизайнер, рекламщик, закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель). 3. По средствам труда профессии делят на 4 отдела: 3.1. Профессии с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург). 3.2. Профессии с использованием машин c ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи). 3.3. Профессии с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий и робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы). 3.4. Профессии с использованием функциональных средств и орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен). Функциональные средства труда — это выразительные средства поведения, речь (учитель); организм человека (спортсмен, балерина); эталоны органов чувств (дегустатор). 4. По условиям труда профессии делят на 4 группы: 4.1. Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт). 4.2. Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном). 4.3. Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик). 4.4. Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор) 7. Сборники профессиограмм (описаний) профессийПрофессиограмма — это подробное описание профессии: цель труда, предмет труда, средства труда, условия труда, психологические требования профессии к человеку, должностные обязанности, уровень необходимой квалификации. Сборники профессиограмм:
8. Профориентационное психологическое тестированиеПсихологические тесты по профориентации помогут вам определить примерную сферу вашей будущей профессиональной деятельности, которая соответствует вашим интересам, склонностям и способностям. Внимание! При прохождении теста отвечайте на вопросы максимально честно, не обманывайте себя самого. Оценивайте свои качества такими какие они есть на самом деле, а не такими какими вам хотелось бы их видеть. В противном случае результат теста будет ошибочен. 1. Профориентационный тест по классификации профессий Е. А. Климова Тест включает 30 вопросов. Тест выявляет ваши склонности по отношению к каждому из пяти типов профессий: «человек—природа», «человек—человек», «человек—техника», человек—знак» и человек—художественный образ». Источник: prevolio.com. 2. Профориентационный тест Джона Голланда Тест позволяет определить тип социально-профессиональной направленности личности. Вам предлагаются различные пары профессий. В каждой паре необходимо найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Из двух предложенных профессий надо обязательно выбрать одну более предпочтительную. Не спешите, подумайте. Всего 42 пары профессий. Источник: сайт «Психологические страницы». 3. Сборник профориентационных тестов Сборник содержит 5 тестов по профориентации, составленных по методикам разных авторов: тест на профориентацию Дж. Холланда (Голланда); определение социально-психологических установок личности (методика О.Ф.Потемкиной); определение типа будущей профессии (методика Е. А. Климова); карта интересов (модифицированная методика А. Е. Голомштока); опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (в модификации Г. В. Резапкиной). Источник: prevolio.com. |
|
МБОУ "СОШ №12"© 2024 |