Логическим завершением Недели функциональной грамотности стал педагогический совет, в ходе которого педагоги обсудили следующие вопросы:
- «Формирование функциональной грамотности как приоритетная задача современного образования. Целевые ориентиры и задачи школы по формированию функциональной грамотности» (Докладчик: Лезина Ю.Ю., заместитель директора школы);
- «Анализ результатов оценки уровня читательской, математической и естественно-научной грамотности обучающихся 5-7 классов» (Докладчики: Фиалковская В.П., Абдуллин Э.К., Семеняченко Е.Ю., руководители школьных творческих групп педагогов по формированию функциональной грамотности);
- «Возможности платформы «ЯндексУчебник» как средства формирования ФГ в рамках обновленного ФГОС» (Докладчик: Скрыленко Е.В., учитель информатики);
- «Обзор учебно-методической литературы по вопросам формирования функциональной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности» (Докладчик: Щербакова О.В., заведующая школьной библиотекой)
Тютюнникова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы, учитель-наставник провела для педагогов мастер-класс по формированию читательской грамотности, продемонстрировав универсальные приемы работы с текстом: «Шапка Мономаха», «Счастье от части», «Равнение на первых», «Агент 001», «Найди скелет», «Дружба предметов», «Властелин колец».
Новый термин «функциональная грамотность», несомненно, вызывает большое количество вопросов и со стороны родителей. Особую озабоченность вызывают следующие вопросы:
- Что такое формирование функциональной грамотности?
- Зачем это моему ребенку и как это применять в жизни?
На эти вопросы постарались ответить педагоги старшей школы на родительском собрании 4 классов и показать, что этот образовательный феномен поможет расширить возможности обучения детей и принести огромную практическую пользу.
Фиалковская Вероника Петровна, учитель русского языка и литературы предоставила педагогам школы информацию об итогах проверки уровня сформированности читательской грамотности учащихся 5-х и 7-х классов, продемонстрировала типы текстов, виды заданий и формы работы с текстами, обозначила связь заданий с ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, на общешкольном родительском собрании для родителей будущих пятиклассников познакомила родителей с понятием «читательская грамотность», текстами, заданиями, видами и формами работы по формированию читательской грамотности педагогами школы на различных предметах.
Семеняченко Елена Юрьевна, учитель физики и информатики, познакомила с возможностями цифрового образовательного ресурса ЯКласс в успешном формировании функциональной грамотности; рассказала, что естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; понимать основные особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Абдуллин Эльмир Кадырович познакомил родителей с понятием «математическая грамотность» – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Лезина Юлия Юрьевна в своем выступлении проговорила о том, что функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования. ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. |