Следование путем добра - путь самый
приемлемый и единственный для человека.
Д.С. Лихачёв
(«Письма о добром и прекрасном»)
Как часто перед нами встает вопрос: как поступить в той или иной ситуации? Какое решение принять? Какой путь выбрать?
Сделать правильный нравственный выбор, принять верное решение поможет правильное воспитание и личный пример родителей. Ведь то, что взрослые вложили в ребенка с раннего возраста, какое зерно они посеяли в его душе, то и произрастет во взрослой жизни.
Нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе и семье – это те цели, которые стоят перед преподавателями курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школе.
Взаимодействие семьи и школы в вопросе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения реализуется путём проведения открытых уроков не только для школьников, но и для родителей по модулям курса «Основы религиозных культур и светской этики». В этом учебном году преподавателями курса проведены открытые уроки по модулю «Основы православной культуры и светской этики». После чего большинство родителей выбрало данный модуль в текущем учебном году.
В ходе урока по теме «Зачем творить добро?» учитель начальных классов Третьякова Татьяна Андреевна ставила цель помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции, сформировать у учащихся понимание того, что творить добро – значит испытывать духовную радость.
Работая с учебником, дети познакомились с ключевыми понятиями: самоотверженность, духовная радость. Ребята приводили примеры самоотверженных поступков из современной жизни, задумывались над вопросом: для кого и чем жертвуют они сами и что при этом чувствуют? В ходе прослушивания притчи «Все оставляет свой след» пришли к выводу, что рана, причинённая словами, приносит ту же боль, что и физическая. В ходе рефлексии учащиеся говорили о том, что в жизни необходимо идти дорогой добра. В конце урока ребята прослушали песню из кинофильма «Приключения маленького Мука» композитора М.Минкова на слова Ю.Энтина “Дорогою добра”.
На уроке по теме «Золотое правило этики» учитель начальных классов Ворожцова Галина Кузьминична ставила цель сформировать у учащихся представление о золотом правиле этики как о главном правиле человеческих отношений. В начале урока ребята познакомились с основными понятиями темы: этика, этикет, золотое правило, милосердие. В ходе групповой работы детям были даны разные задания, и они приступили к самостоятельному открытию новых для них знаний.
Учащиеся размышляли над вопросами: почему в православном учении о человеке осуждение – это плохо, а неосуждение – проявление милосердия к человеку; как правильно указать человеку на его ошибки; приводили примеры осуждения и неосуждения из собственной жизни. Каждая группа представила результат работы над заданием, участники других групп дополняли ответы одноклассников.
Итогом урока было построение модели золотого правила этики. А закончили урок словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: «Хочешь увидеть добро - начни его делать».
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» в школе призван содействовать более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах духовно-нравственного воспитания обучающихся, оказанию необходимой своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения. |