Конкурс - это праздник профессионального общения, профессионального и личностного роста педагогов, праздник дружбы и педагогического единения, которое открывает простор для педагогической мысли.
Путь педагога в этом конкурсе - это чрезвычайно трудная глубинная работа по преобразованию себя.
Ни пол, ни возраст, ни место рождения преимуществ не дают.
Неоспорим лишь тот факт, что урок – это пик всех испытаний, звездный час конкурсанта. Недаром существует мнение – если участник конкурса выигрывает урок, он становится победителем.
Открывала второй конкурсный день Олеся Владимировна Емельяненко. Урок английского языка во 2 классе «Подарок от Санты». Здесь уместно сравнение - урок как спектакль, учитель как режиссер. Признаем, что уроку были присущи некоторые характеристики шоу, но во всем, конечно, была мера. Наступает самое волшебное время - Новый год и Рождество, все ждут чуда. Этим и воспользовалась Олеся Владимировна. На уроке дети наряжали ёлку своими знаниями, а знают второклассники уже немало: английский алфавит, названия игрушек и животных и даже могу рассказать о себе по-английски. Вот эти подарки (свои знания) дети и преподнесли Санте. А Санта (или Олеся Владимировна) положил им подарочек под елку. Счастье было безмерным. Можно с уверенностью сказать этот урок дети запомнят надолго, а Олеся Владимировна навсегда останется любимым учителем!
Главное в уроке – учитель должен показать не обилие методических приемов, не разнообразное использование технических средств обучения и компьютерных технологий, а самого себя, свой индивидуальный педагогический почерк и своих учеников, способных думать, рассуждать, увлекаться идеями и искать вместе с учителем истину. Живой диалог на уроке, несущий значительную смысловую нагрузку, имеет огромную духовную ценность.
Зная эти законы, методически грамотно и эффективно построила свой урок учитель географии Муртазина Надежда Александровна. 5 класс «Поиски Южной Земли продолжаются». Дело в том, что после открытия Австралии, Джеймс Кук настойчиво искал новую землю в южных широтах. Он совершил одно кругосветное плаванье, второе – «нет Антарктиды». Кук приходил в отчаяние, что поиски не приносили результата. К сожалению, во время третьего кругосветного плавания он погиб на Гавайских островах. Антарктида осталась не открытой. Но сейчас у нас есть такой материк! Кто же открыл Австралию? Именно над этим вопросом работали ученики 5 класса на уроке географии. Скажем, что потрудиться пришлось немало, примерно, как и нашим славным соотечественникам: Фаддею Беллинсгаузену и Михаилу Лазареву. Путешественники открыли новые земли, а пятиклассники – знания. Есть чем гордиться учителю!
Учитель должен быть не просто отличным предметником с энциклопедическими знаниями, не только владеть самыми современными методиками и способностями передавать свой опыт, но и быть яркой личностью, умеющей убеждать и вести за собой.
На уроке физкультуры «Обучение элементам падения» в 4 классе, который проводил Сергей Сергеевич Федоров, стало понятно, что учителю есть чем поделиться с детьми и он это с удовольствием делает каждый урок. Вы попробуйте поиграть в пионербол воздушными шарами. Не получится! А у Сергея Сергеевича получается! И его четвероклассники умеют! Но это только разминка, а еще были серьезные приемы отработки элементов падения, вот что действительно пригодится каждому. Особая атмосфера доверия, искренности и симпатии во взаимоотношениях учителя и учеников царила на уроке. Со всеми испытаниями дети справлялись достойно, зная, что учитель в любую минуту придет на помощь, поддержит, «не даст упасть».
Как провести успешный конкурсный урок? Наверно, однозначного ответа на этот вопрос не даст ни один участник конкурса, ни один член жюри, поскольку универсальных советов просто не существует в силу ряда причин. Но есть 3 удивительных явления, которые всегда «работают» на урок и на школу вообще - чудеса, романтика, юмор.
Фиалковская Вероника Петровна проводила урок русского языка «Простое осложненное предложение» в 5 классе. По мнению учителя, урок должен отражать заявленную концепцию и быть иллюстрацией опыта работы педагога, его научных позиций, педагогических убеждений и технологий. Такой урок отличается и своим содержанием. На уроке вместе с детьми была умело поставлена цель, определены задачи и подобраны нужные для их решения средства, что стало залогом успешности занятия.
А чудеса, романтика, мечта, юмор? Да, Вероника Петровна верит в чудеса и в мечту! Били они на уроке Вероники Петровны! Зима, Новый год, Дед Мороз – сквозная тема всех заданий урока. Сочинения, стихотворения, синквей – все сочиняли на общую «зимнюю» тему. Получилось! Справились с задачей и ученики, и учитель! За это Дед Мороз (не Санта - урок русского!) тоже подарил детям сувениры! Дети счастливы! (Учитель тоже).
Во второй конкурсный день изрядно потрудиться пришлось пятым классам. Еще один урок – и снова 5 класс. Татьяна Никитична Белик, урок математики «Делимости натуральных чисел на 2, 5, 10». Сразу вывод – взрослым, присутствующим на уроке: жюри, коллегам, было не менее интересно, чем детям. По глазам членов жюри было видно, они поняли эту тему и им очень жаль, что учитель их не спрашивает! Татьяна Никитична смогла «прожить» урок вместе с детьми, решая заданную проблему. Для этого она, с одной стороны, хорошо продумала логическую организацию деятельности детей на уроке, а с другой стороны смогла поддержать заинтересованность детей на протяжении всего занятия. Может, в этом секрет успеха ее урока?
Коррекционный класс. Коллеги, кто готов провести урок? Уверенно можно сказать, желающих найдется немного. Что ж, тогда добро пожаловать на урок в третий коррекционный класс. Тема занятия: «Органы чувств. Нервная система». Учитель – Тихонова Ирина Владимировна. Только не надо сочувствовать ей. Ирина Владимировна совершенно искренне гордится своими воспитанниками, радуется каждому их открытию и достижению. Но не будем отвлекаться, мы же приглашены на урок! Ирина Владимировна смогла с первых минут привнести в детский коллектив дух радости и сотворчества, вызвать любопытство и интерес со стороны учащихся к тому, что делается на уроке и что предполагается ещё сделать. «Пока не попробую – не поверю!» - «Не верь – пробуй!». Соль – соленая, сахар – сладкий! - Почему? - Кто ответит на этот вопрос? Пришлось ученикам, вооружившись энциклопедиями и справочниками, проводить исследование, искать ответ на этот непростой вопрос. Нашли! Скажите, с чем можно сравнить радость, испытанную ребенком от открытий, сделанным самостоятельно?!
«…если участник конкурса выигрывает урок, он становится победителем...». Представляете, каково теперь членам жюри? Им-то надо выбрать лучшего! Посочувствуем им, а завтра узнаем результат!
Ефремова Л.Р. |