Решаем вместе
Есть вопрос?
11
Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 19.03.2024, 11:11


Меню сайта
Полезные ссылки

1. ГИС Образование Ямала

2. Портал государственных услуг РФ

3. Официальный федеральный портал поддержки еди­ного государственного экзамена

4. Каталог цифрового образовательного контента

5. Новости Минпросвещения России

6. Федеральный портал "Российское образование"

7. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

8. Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях

9. Официальный сайт департамента образования ЯНАО

10. Официальный сайт департамента образования Администрации города Ноябрьска

11. Сетевое педагогическое сообщество учителей русского языка и литературы города Ноябрьска

12. On-line помощь в киберпространстве для подростков

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Урок-сказка: не с прилагательными

Урок русского языка. 6 класс.
Автор - Ефремова Любовь Романовна МОУ СОШ № 12, г. Ноябрьск, ЯНАО
Тема: Правописание не с прилагательными.
Цель: совместно с учащимися открыть новое правило о написании не с именами прилагательными.
Тип урока: сказка-детектив.
Ход урока.
I. Учитель рассказывает сказку.
В Грамматическом царстве, в Морфологическом государстве, в городе Частей речи, в доме Частиц жила-была частица Не. Или не жила, или не в Городе, или не в Государстве. Не поймешь. Да и неважно. Это же сказка. До того была это неприятная и вздорная особа, что никто не мог найти с ней общего языка. И, несмотря на то, что она служебная часть речи, была она до того гордая, своенравная и заносчивая, что побаивались её и самостоятельные части речи, не говоря уже о её соседях предлогах и союзах.
Особенно не складывались отношения у Не с глаголами. Приходит как-то к Не глагол Работать, а она тут же ему заявляет: «Не работать». И не солоно хлебавши уходит глагол ни с чем. Такая же история приключилась и с другими глаголами: учиться, смотреть, гулять. Не могут они ничего сделать со вздорной частицей. Решили собрать общий сход Глаголов и поставить вопрос ребром: либо частица Не будет работать, либо выселить её из Грамматического царства. Сказано - сделано. Пришел грозный отряд Инфинитивов и прочих глагольных форм к дому частицы Не. Но ждало их полное разочарование. Не пришла, не слушала, не исполняла. Да ещё и защитников пригласила. Странные они какие-то: на голове огромные приставки со знаком не, а сами не поймешь кто. Здоровится, годовать, навидеть, взлюбить, волить, доумевать. Так и заявили эти странные существа: «Не отдадим вам частицу свою ненаглядную, ни мы, ни наши родственники жить без нее не могут, поэтому мы будем жить в ее доме и защищать от всяких посягательств, а если вам она не нравится, уходите прочь и живите без неё».
С тех пор Глаголы на дух не переносят эту зловредную даму – частицу Не, и если приходится встречаться с ней в Предложении, они пытаются отодвинуться от нее подальше, хоть на один пробел, но лишь бы не рядом.
Но это еще не сказка, а только присказка. Сказка будет впереди. И не сказка, а целая детективная история.
А пока давайте вспомним, выполнив первое задание, по каким правилам живут в стране Грамматической частицы и глаголы? (Не с глаголами пишется раздельно, кроме случаев, когда слово без не не употребляется).
Записать словосочетания, объяснить написание.
Не был на уроке, ненавидеть ложь, невзлюбить падчерицу, ему нездоровится, начальник негодовал, он со мной не здоровается.
Дополнительное задание: составить с 2-3 словосочетаниями предложения, осложнив их однородными членами предложения.
II. Продолжаем разговор.
Однажды в город с таким поэтическим названием Части речи пришла беда. Стали пропадать слова. Так смотришь, было Счастье, был человек Добрый и все было Хорошо, и вдруг все исчезло. Одна Беда кругом, люди Злые, дела идут из рук вон Плохо. Забеспокоились самостоятельные части речи, что делать, как быть. Решили спросить старейшину Глагола, видел ли он пропавших, знает ли о таинственных исчезновениях и как быть дальше, где искать такие нужные для всех слова.
- Не знаю, - ответил глагол и отошел от частицы Не на один пробел. А частица Не рядом ведь стояла, и никак не мог Глагол всю правду сказать. И тогда он нашелся: - Дорогие соседи, не могу не знать, что искать надо во владениях частицы Не.
Частица Не только глазами сверкнула от злости. А вы, наверное, уже догадались, что это были её проделки.
И тогда все Части решили позвать детектива Правило, чтобы отправить его в дом частицы Не наводить порядок. Правило пришел не один, а с Алгоритмом и тут же отправился на место происшествия, в дом частицы Не, выяснять причины столь загадочного исчезновения отдельных слов из города частей речи.
В первой квартире жили Существительные. Зашли туда Правило и Алгоритм и за голову взялись. Кого здесь только не было. Было здесь Несчастье, было и Не Счастье, а Беда, был Неуч и Неряха, был здесь даже не Стол. Алгоритм взял дело в свои руки, вспомнил все подходящие правила и быстро навел порядок. Сначала он предложил всем существительным, у которых есть или подразумевается противопоставления, перейти в отдельную комнату. Затем всем неряхам и неучам приказал сидеть тихо и не высовываться. И только потом решил разобраться с такими сознательными существительными как счастье, друг, порядок. Алгоритм сказал: «Друзья, вы свободны! Вы спокойно можете жить и не беспокоиться больше о частице не». Но существительные загрустили: «Понимаешь, алгоритм, мы не можем просто уйти от частицы не. За то время, пока мы здесь жили, мы породнились с ней, и теперь она нам не частица, а приставка. А приставка – родное дитя, ее не оставишь просто так. Да и есть у нас синонимы, они могут подтвердить наши слова». Синонимы дружно закивали: «Все так, без обмана». Алгоритм вынужден был согласиться, но предупредил: «Только крепко держите возле себя свои приставки не, чтобы ученики не перепутали вас с противопоставлением, и не писали приставку Не отдельно». «Хорошо, хорошо, нам синонимы помогут, у них-то нет Не».
- Ребята, расскажите, какие правила вспомнил алгоритм? И какое отношение имеет противопоставление и синонимы к написанию не с существительными.
Повторение правила о правописании не с существительными.
Задание. Исправить ошибки в написании не существительными. Исправленный вариант записать. (Предложения записаны на доске или проецируются с помощью проектора).
Не вежа тот, кто позволяет себе грубость. Непечь кормит, а руки. Это недосада, незлость, нестрах, а просто не доумение. Не знакомец посмотрел на нас и отвернулся. Во всех её словах и поступках чувствовалась не искренность.
Проверь себя. Самопроверка.
Невежа тот, кто позволяет себе грубость. Не печь кормит, а руки. Это не досада, не злость, не страх, а просто недоумение. Незнакомец посмотрел на нас и отвернулся. Во всех её словах и поступках чувствовалась неискренность.
III. Продолжаем разговор.
Правило был доволен, что его помощник так быстро справился с частицей Не в квартире существительных, что, сославшись на занятость в других разделах Грамматики и со словами: «Разберетесь сами, здесь одинаковые правила », покинул место преступления. Алгоритм остался один. Трудно ему придется ему без Правила, но мы ему поможем. Правда, ребята.
Войдя в соседнюю квартиру, а там жили прилагательные, алгоритм увидел следующих героев:
Неряшливый, не деревянный, неширокая речка; не широкая, а узкая речка; вовсе не широкая речка.
Ребята, сравним этих героев-прилагательных с существительными.
Есть ли что-то общее в написании не с существительными и не с прилагательными?
Давайте сформулируем правило, а затем Алгоритм сделает свою работу.
слитно раздельно
1. Не употребляются без НЕ: Неряшливый
2. При образовании слова противоположного значения: неширокая речка (узкая)
1. Если есть или подразумевается противопоставление:
не широкая, а узкая речка;
не деревянное окно
Это правило сообщает учитель:
2. Если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается отрицат. местоимениями и наречиями(вовсе, отнюдь, далеко, ничуть, нисколько):
вовсе не широкая речка
Ребята, я думаю, что мы с вами сможем и алгоритм сами составить, а помощник детектива проверит, правильно ли мы его составили.
Составление алгоритма.
 
1. Определить, может ли употребляться прилагательное без не
Нет, не может Да, может
Вывод: пиши слитно (неряшливый)  
2. Установи, есть ли противопоставление (с союзом а)
Нет Да, есть
  Вывод: пиши раздельно (не широкая, а узкая речка)
4. Определи, есть ли при прилагательном слова далеко не, вовсе  не, ничуть не, нисколько не
Нет Да, есть
  Вывод: пиши раздельно (вовсе не широкая речка)
5. выясни, образует ли прилагательное с не  новое слово(подбери синоним без не или близкое по значению выражение
Нет, не образует Да, образует
Вывод: пиши раздельно (не деревянное окно) Вывод: пиши слитно (неширокая речка (узкая))
Ребята, Алгоритм получился. Задание Частей Речи выполнено. Можно было на этом и закончить расследование. Но вздорная частица Не потребовала доказательств.
«Если это правда, то ученики смогут правильно писать прилагательные с частицей не, соглашусь, отпущу из плена и существительные, и прилагательные, да и наречия, до которых вы так и не смогли добраться, а если нет – пусть вечно сидят у меня в заточении».
Ребята, надо выручать части речи, надо помочь им выбраться из плена частицы Не. Наша задача выполнить упражнения и доказать частице Не, что Алгоритм справился с работой и, применяя его, мы сможем правильно писать не с прилагательными и существительными.
IV. Тренировочные упражнения.
1. Задание. Записать слова в два столбика. 1 – слова, которые без не не употребляются, 2 – слова с приставкой не.
Невеселый, небрежный, неистощимый, неслучайный, неглубокий, неуклюжий, необычный, ненастный, невежливый, непроглядный.
2. Задание. Записать предложения, раскрыв скобки. (Предложения записаны на доске или спроецированы с помощью проектора).
Комната была (не)большая, но уютная. Собирать грибы – дело (не)легкое. На уроке ученики проявили (не)поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко (не) легкое задание. Сумка была (не)тяжелая, а легкая. Эта речка (не)большая, но очень бурная. Это сок (не)лимонный. По дну оврага протекала (не)быстрая речка.
Проверь себя.
Комната была небольшая, но уютная. Собирать грибы – дело нелегкое. На уроке ученики проявили не поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко не легкое задание. Сумка была не тяжелая, а легкая. Эта речка небольшая, но очень бурная. Это сок не лимонный. По дну оврага протекала небыстрая речка.
3. Задание. Ребята, мы отлично справились с задание, но зловредная частица Не все не соглашается отпустить части речи на свободу. Она требует развлечений. Давайте расскажем ей о том, как мы провели зимние каникулы. Может она развеселиться и сдержит свое слово.
Мини-сочинение «Один день зимних каникул». Не забывайте о частице Не, обязательно употребите в сочинении слова с Не.
V. Итоги урока.
Итак, ребята, мы выполнили все требования частицы Не, и она отпустила части речи на свободу. И теперь они сами решают, как им писаться с частицей Не – слитно или раздельно. Но давайте напомним имени прилагательному его правила, чтобы оно опять не попало в плен к коварной частице Не.
В каких случаях имя прилагательное пишется с не слитно, в каких – раздельно?
И с тех пор части речи стали жить поживать да добра наживать в Грамматическом царстве, в Морфологическом государстве, в городе Частей речи. В честь победы над частицей не устроили Части речи грандиозный пир на весь мир. И я там был, мед-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало. Вот и сказке конец, кто слушал молодец.
VI. Домашнее задание.
1. Подготовить связный рассказ о правописании не с прилагательными, записать план и примеры.
2. Сочинить грамматическую сказку о приключениях частицы Не.
Или
Выписать из литературы 5 предложений с прилагательными с не.
Или
Упражнение из учебника.
Поиск
Количество вакантных мест в МБОУ "СОШ № 12"
Территория микрорайона, закрепленная за МБОУ "СОШ №12"

Перечень температурных режимов, при которых нахождение детей на улице не рекомендуется (не безопасно)

Оставить отзыв о школе на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
Линия помощи «Дети Онлайн»
Нужна помошь?

Вы можете обратиться с обращением к Уполномоченному по правам ребёнка в Ямало-Ненецком автономном округе по вопросам соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов детей.

Паспорт дорожной безопасности
МБОУ "СОШ № 12"

Сетевичок.рф - обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности. Online поддержка подростков

Оцените наш сайт
Всего ответов: 1028
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

МБОУ "СОШ №12"© 2024