Главная | Регистрация | Вход | RSS | Вторник, 19.03.2024, 18:03 |
Приветствую Вас Гость |
|
Правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино"Урок литературы в 5-м классе по теме:
|
Знаю |
Узнал |
Годы жизни 1814 – 1841 Писал стихи Служил на Кавказе Убит на дуэли И др. |
Нерадостное детство Учился охотно Увлекался литературой Интересовала история Привлекало Бородинское сражение |
Вывод: просмотрите, как много нового вы узнали о Лермонтове. Как вы думаете, какая информация понадобится нам сегодня на уроке? Посмотрите на тему и ответьте на вопрос. (Сведения о том, что Лермонтов интересовался историей и Бородинским сражением)
3. Историческая справка о Бородинском сражении.
А что знаете вы о Бородинским сражении? (Ответы детей).
Историческая справка. http://www.hrono.info/sobyt/borodino.html
Слайды 2-4
Вы прослушали историческую справку о Бородинском сражении. Скажите, что вы запомнили из рассказа?
4. Словарная работа.
Сейчас мы будем слушать стихотворение "Бородино”.
Но прежде я хочу предупредить вас, что в стихотворении есть слова – военные термины, и они могут быть непонятны нам, так как многие из них уже устарели, прошло почти 200 лет с того времени. Как вы думаете, а кто может нам объяснить военные термины? (Военные, солдаты) Слово предоставляется ученику кадетского класса нашей школы кадету.
Слайды 5-11
кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи;
булат – оружие булатной стали, сабля;
лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
улан, драгун – солдаты конных полков;
редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;
картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;
бивак – стоянка войск под открытым небом;
5. Выразительное чтение стихотворения.
Теперь все слова нам будут понятны, давайте откроем учебники, будем следить по тексту и слушать стихотворение "Бородино” в исполнении артиста Виктора Зозулина
6. Работа с текстом.
1). Первое впечатление от стихотворения.
Понравилось ли вам стихотворение? Что именно понравилось? Каким чувством пронизано все стихотворение?
Есть ли что-то общее в стихотворении и исторической справке? (Да, есть, тексты объединены одной темой – темой Бородинского сражения)
2). Цель следующей работы – выяснить, как отразились исторические факты в стихотворении.
Групповая работа.
Соотнесите следующую информацию с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты.
|
Историческая справка |
Строчки стихотворений |
1 группа |
12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы России. Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска. * Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение. Местом битвы выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.* |
Мы долго молча отступали… И вот нашли большое поле… |
2 группа |
Первое столкновение состоялось 24 августа.* 25 августа – день затишья. Все готовились к тяжелому бою: строили укрепления (редут), чистили ружья, точили штыки.* |
Два дня мы были в перестрелке… Прилег вздремнуть я у лафета… |
3 группа |
Бородинская битва состоялась 26 августа.* И русские, и французы сражались до конца.* |
.Ну ж был денек!.. Вам не видать таких сражений… |
4 группа |
Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.* С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. * Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: "С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна”* |
Изведал враг в тот день немало… Вот затрещали барабаны… Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы! |
Когда группы будут готовы. Прочитайте текст и подобранные цитаты.
Вывод. Ребята, вы выполнили работу и отлично с ней справились. Попробуйте самостоятельно сформулировать вывод.(Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой).
Заполнение таблицы "Правда истории – вымысел”.
В какой столбик таблицы "Правда истории – вымысел” следует занести "Эпизоды Бородинского боя”. (В столбик "Правда истории”)
У.: Но мы ведь имеем дело с художественным текстом, который предполагает вымысел, а где по-вашему, в стихотворении вымысел? Мог ли знать Лермонтов о настроении, мысля, чувствах героев, или мог только догадываться? (Мог только догадываться, предполагать, так как сам он не мог быть участником и очевидцем тех событий).
Герои, их чувства, настроения, которое они испытывают, являются в стихотворении вымыслом.
Составим партитуру настроения героев стихотворения.
3). Цель следующей работы – найти доказательство, что в тексте есть вымысел.
Какое настроение было у солдат, когда они "долго молча отступали”?
Дети отвечают, составляется партитура настроения.
Как изменилось настроение воинов, когда "нашли большое поле”?
С каким настроением бойцы произносят клятву верности?
Молодцы, ваши ответы свидетельствуют о том, что вы полны впечатлений, которые может дать нам только произведение искусства.
Вывод: Итак, мы доказали, что в стихотворении автор передает настроение героев и мы переживаем его вместе с ними.
Скажите, к истории или вымыслу относятся данные сведения? Объясните, почему. Табличка "Настроение героев” заносится в колонку "Вымысел”
4). Цель следующего этапа работы – выяснить является ли рассказчик исторической личностью или это вымышленный герой.
Стихотворение "Бородино” написано в честь 25-летия Бородинской битвы, еще были живы участники этого сражения. Например, его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин был участником Бородинского сражения. Лермонтов много встречался с ветеранами Бородино. Он знал реальных людей – участников Бородинского сражения.
Однако главный герой стихотворения, рассказчик – старый солдат остается безымянным. Как вы думаете, это историческая личность или вымышленный герой?
Почему Лермонтов доверяет повествование солдату?
Простой солдат – для того, чтобы сделать рассказ достоверным.
Он там был, он это видел, он это пережил.
Рассказчик дважды говорит "Я” (цитаты), а в остальных случаях он не отделяет себя от других участников битвы и говорит "мы”.
Он, безымянный, вымышленный, говорит от имени всех участников битвы, передает чувства всего народа.
Мысли и чувства старого солдата – это мысли и чувства всего народа.
5). В стихотворении нет описания рассказчика. Давайте предположим, какой он?
Слайд 13
"Характеристика рассказчика”.
Составь характеристику рассказчика
Кто он? |
Рядовой участник событий, бывший артиллерист, находился в центре событий |
Возраст |
45-50 лет, участник боя, который происходил 25 лет назад |
Внешний облик |
Седые волосы, усы, может, шрамы |
Манера держаться |
Спокойно, с достоинством, гордится прошлым |
Особенности речи |
Неспешная (вспоминает), эмоциональная, содержит "я” и "мы” |
Характер |
Готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество, гордость за своих товарищей |
Сделаем вывод: рассказчик – какой он?
Обобщите материал. (Старый солдат, участник Бородинского сражения, полон любви к Родине и гордости за своих товарищей, сражавшихся на поле боя).
К правде истории или вымыслу мы отнесем его образ? (Табличка). (К вымыслу)
Правда |
Вымысел |
Эпизоды Бородинского боя |
Настроение, чувства мысли героев Образ героя-рассказчика |
7. Итоги урока.
Подводим итог нашей работе.
Обратимся к теме и нашей таблице и сделаем вывод, что использует автор при создании художественного произведения? (Сочетание правды и вымысла)
Добавим в таблицу "Знаю – узнал”, что нового мы узнали на уроке. (В стихотворении "Бородино” сочетаются правда и вымысел).
Итоговый вопрос: как вы считаете, что важнее для автора предать правду истории или прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы? (Ответы детей).
Слово учителя.
Через 6 лет мы будем отмечать 200-летие со дня Бородинского сражения, Почему и сегодня нас волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные? Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”. (Обращение к эпиграфу).
Оценки. Отметки.
Домашнее задание.
1. Составить характеристику героя-рассказчика (устно или письменно).
2. Письменная работа "Герои Бородино”
Литература:
Бунеев Р.Н.., Бунеева Е.В. Литература. «Год после детстава». Учебник-хрестоматия для 6 класса. В 2-х кн. – М.: Баласс,2005.
Барова Е.С. Уроки литературы в 6-м классе по учебнику-хрестоматии «Шаг за горизонт». Методические рекомендации для учителя. По научной редакцией Е.В. Бунеевой. – М.: Баласс.2005
Поиск |
---|
Количество вакантных мест в МБОУ "СОШ № 12" |
Территория микрорайона, закрепленная за МБОУ "СОШ №12" |
Перечень температурных режимов, при которых нахождение детей на улице не рекомендуется (не безопасно) |
|
Нужна помошь? |
---|
Вы можете обратиться с обращением к Уполномоченному по правам ребёнка в Ямало-Ненецком автономном округе по вопросам соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов детей. |
Паспорт дорожной безопасности МБОУ "СОШ № 12" |
Сетевичок.рф - обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности. Online поддержка подростков |
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
МБОУ "СОШ №12"© 2024 |