Решаем вместе
Есть вопрос?
11
Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 19.03.2024, 11:07


Меню сайта
Полезные ссылки

1. ГИС Образование Ямала

2. Портал государственных услуг РФ

3. Официальный федеральный портал поддержки еди­ного государственного экзамена

4. Каталог цифрового образовательного контента

5. Новости Минпросвещения России

6. Федеральный портал "Российское образование"

7. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

8. Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях

9. Официальный сайт департамента образования ЯНАО

10. Официальный сайт департамента образования Администрации города Ноябрьска

11. Сетевое педагогическое сообщество учителей русского языка и литературы города Ноябрьска

12. On-line помощь в киберпространстве для подростков

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Грин "14 футов"

Урок литературы в 6 классе. Программа «Школа 2100»
Тема: Наше тайное «Я». Изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов».
Цели: формировать представления о том, как изображается человек в художественном произведении; развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе; воспитывать личность свободную, духовно-нравственную.
Оборудование: портрет А.Грина, карточки для групповой работы, презентация.
  1. План урока:
  2. Вступление.
  3. Заочная экскурсия по музею А. Грина.
  4. Создание проблемной ситуации.
  5. Поиск решения.
  6. Работа с текстом.
  7. После чтения.
  8. Творческое задание.
  9. Итоги урока.
  10. Домашнее задание.
Эпиграф урока:
Быть хорошим человеком – значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого. Демокрит.
Ход урока:
I. Орг. момент.
Добрый день, ребята! Сегодня у нас непростой урок. Непростой он потому, что в рассказе А.Грина «Четырнадцать футов», о котором пойдет речь на уроке, поднимаются сложные вопросы о добре и зле, о жизни и смерти, об ответственности за свои поступки. Попробуем найти на них ответы на нашем уроке. А начать урок я хочу со стихотворения, прослушайте его и скажите, кому оно посвящено.
II. Знакомство с творчеством А. Грина.
Учитель (читает стихотворение В. Саянова):
Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отзвук морей в январе,
С великою злобой, с великой любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.
Беседа:
- Знаете ли вы, о ком идет речь в стихотворении?
- А что вы знаете о жизни Грине? (Дети рассказывают о трудной жизни Грина)
- О какой стране говорится в стихотворении?
- Как называется эта страна? (Грин-ландия – так называется эта загадочная страна.)
- Что вы знаете о Грин-ландии?
- Чтобы узнать, что же это за страна – Грин-ландия, чтобы понять, почему Грина называют сказочником, мы с вами и отправимся на экскурсию в музей А.Грина в Феодосии.
2. Индивидуальное задание. (с презентацией).
- Что вы узнали о Грин-ландии?
- Почему же Грина поэт называет сказочником?
Вывод: Жизнь Грина была тяжела и драматична, а в своем творчестве он уводит читателя в оригинальный мир моря и солнца, любви и веры, тревожит, заставляет страстно желать исполнения мечты, до каких бы сказочных высот она ни поднималась.
II. Создание проблемной ситуации.
1. Составление кластера.
- Скажите, Александр Грин был хорошим человеком?
 
Хороший человек Плохой человек
Добрый
Щедрый
Бескорыстный
Отзывчивый
Дружелюбный
Трудолюбивый
Милосердный
Храбрый
Совершающий хорошие поступки
Помогает людям
Приносит пользу людям и обществу
Злой
Жадный
Бессердечный
Эгоистичный
Корыстный
Грехи
Зло
Совершающий плохие поступки
Приносит вред людям и обществу
3. Постановка проблемного вопроса и темы урока.
· А вы прочитали рассказ А.Грина «Четырнадцать футов»?
· Понравилось?
· Что понравилось?
· Какие чувства вызвал у вас рассказ, его герои?
· А кого из героев рассказа можно назвать хорошим, а кого плохим человеком? (Род – хороший, Кист – плохой).
· А разве Кист совершил плохой поступок, или он убил кого-то, или не пришел на помощь другу в трудную минуту?
· Что вас удивило? (Почему человек, не совершивший ничего дурного в жизни, не вызывает у нас уважения, и мы называем его плохим?).
У.: И я бы еще добавила, можно ли о человеке судить однозначно и может ли то тайное, что скрыто в глубине души человека, оказывать влияние на его поведение и чувства.
У.: Тема урока: Наше тайное «Я». Сформулируйте цель. (Разобраться, что влияет на наши поступки, понять, что в человеке может быть и прекрасное, и чудовищное, и дурное, и хорошее, и высокое, и низкое).
II. Поиск решения.
Работа с текстом.
Перед нами поставлен вопрос, но прежде, чем искать на него ответ в тексте, давайте познакомимся с героями рассказа.
1. Герои рассказ и их взаимоотношения. Схема. Индивидуальное задание.
2. Герои рассказа нам уже известны, а какие события описывает Грин в рассказе?
Краткий пересказ. Составление плана.
Индивидуальное задание. (Вторая колонка заполняется по мере ответов групп).
Рассказ. План Выводы
«Когда гостиница исчезла за поворотом...». Кэт была для них как далекая, недостижимая, прекрасная звезда, и они «смотрели на Кэт в телескоп», как на звезду.
«Восемнадцатилетний Соломон в юбке». Центр всего мира для юной девушки - она сама. Ей оба нравятся. Кист – веселый, Род - основательный и добрый.
Заблудились. Экстремальная ситуация.
«Подлая мысль».
1. Злая, жестокая мысль, даже не перешедшая в действие, может принести зло.
2. Готов жизнью заплатить, лишь бы спасти друга
«Если ты сделала выбор, то не ошиблась». Добиться согласия Кэт обманом Кист не желает: это было бы предательством по отношению к Роду.
 
1. Это небольшое расстояние проверило, испытало человека. При этом Грин говорит: проходя через испытания, через ошибки, человек может очиститься, измениться к лучшему.
2. Человек может совершать и прекрасные, и чудовищные поступки, в нем соединяется и высокое, и мелкое, ничтожное; и дурное, и хорошее. Поэтому невозможно судить о человеке однозначно
Работу мы построим по плану рассказа, пойдем вслед за автором и попробуем ответить на наш вопрос, хороший или плохой человек Кист.
3. Групповая работа.
1 группа. «Когда гостиница исчезла за поворотом...».
Чтение по ролям разговора Рода и Киста.
Нарушила ли их влюбленность в нее дружбу между ними?
Объясните фразу Грина: «... оба они, мысленно, смот­рели на Кэт в телескоп, а никто так не сроден друг другу, как астрономы».
Почему Род считал, что они оскорбили Кэт, произнеся ее имя в тракти­ре за стойкой, хотя сама Кэт никогда об этом не узнает?
Вывод: Кэт была для них как далекая, недостижимая, прекрасная звезда, и они «смотрели на Кэт в телескоп», как на звезду.
2 группа. «Восемнадцатилетний Соломон в юбке».
Выразительное чтение 1 абзаца 2 главы.
Каким представляется Грину внутренний мир восемнадцатилетней девушки?
Что есть для нее центр все­ленной?
Почему Грин называет Кэт «восемнадцатилетним Соломоном в юбке»?
Как постепенно изменяются чувства Кэт?
Соломон – библейский мудрец и царь.
Вывод: Центр всего мира для юной девушки - она сама. Ей оба нравятся. Кист – веселый, Род - основательный и добрый.
3. Беседа.
Прежде, чем предоставить слово 3 группе, давайте вспомним, что такое экстремальная ситуация.
Кто из известных вам героев попадал в экстремальную ситуацию?
Какова роль экстремальной ситуации в произведении? (Экстремальная ситуация прове­ряет людей)
Экстремальная ситуация – ситуация крайне напряженная, опасная, требующая от человека наивысшего подъема душевных и физических сил.
3 группа. Кульминация. «Подлая мысль».
Выразительное чтение сцены прыжка.
Как проявился характер обоих друзей в момент прыжка?
Каким образом проявляется внутренняя сущность Рода и Киста в эту критическую минуту?
Оказывает ли наше тайное, подсознательное душевное движение влияние на другого человека?
Вывод: Злая, жестокая мысль, даже не перешедшая в действие, может принести зло.
4. Беседа.
- Почему мы считаем Киста плохим человеком?
- Обратимся к эпиграфу.
 - Как вы понимаете слова, сказанные древним философом Геродотом?
- Можно ли эпиграф нашего урока сделать эпиграфом рассказа «Четырнадцать футов»?
- Да, ребята, мы ответили, почему Кист плохой, но подумайте, согласился бы Грин, с нашим выводом?
- Можно ли все же назвать Киста злым, вероломным человеком? Вероломный - коварный, действующий путем обмана, измены.
- Объясните поступок Рода. Зачем он вонзил нож в руку Кис­та?
Вывод: Готов жизнью заплатить, лишь бы спасти друга.
4 группа. Развязка. «Если ты сделала выбор, то не ошиблась».
Выразительное чтение финала рассказа.
Объясните смысл финала рассказа.
Почему Грин подчеркивает, что Кист был прилично одет, что Кэт выбежала «с независимым видом, но с вытянутым и напряженным лицом»?
Как надо понимать мысль Киста: «Если ты сделала выбор, то не ошиблась»?
Зачем «Кист кашлянул, посмотрел в сторону и рассказал все»?
Вывод: Добиться согласия Кэт обманом Кист не желает: это было бы предательством по отношению к Роду.
IV. После чтения.
1. Беседа.
· Почему рассказ называется «Четырнадцать футов»? (Это небольшое расстояние проверило, испытало человека. При этом Грин говорит: проходя через испытания, через ошибки, человек может очиститься, измениться к лучшему. Кист в конце рассказа - уже иной человек. Он стал чище душой, сильнее, серьезнее. Возможно, теперь он будет достоин любви Кэт.)
· К какому выводу приводит нас рассказ А. Грина? (Человек может совершать и прекрасные, и чудовищные поступки, в нем соединяется и высокое, и мелкое, ничтожное; и дурное, и хорошее. Поэтому невозможно судить о человеке однозначно. Эта же проблема поднимается в рассказе О.Генри «Последний лист», который вы прочитаете к следующему уроку.)
2. Творческая работа.
Следующее задание – творческое. Я предлагаю вам изложить свою точку зрения на проблему в виде мини-сочинения.
Мини-сочинение:
1. Какого человека мы называем хорошим (плохим)?
2. Виновен ли Кист в смерти Рода?
V. Итоги урока.
Над чем заставил задуматься рассказ? Ваши впечатления от урока? Что вы расскажете родителям о сегодняшнем уроке?
VI. Домашнее задание.
- Мини-сочинение (закончить работу)
1. Какого человека мы называем хорошим (плохим)?
2. Виновен ли Кист в смерти Рода?
- Прочитать рассказ О.Генри «Последний лист»
 Литература:
  • Бунеев Р.Н.., Бунеева Е.В. Литература. «Год после детстава». Учебник-хрестоматия для 6 класса. В 2-х кн. – М.: Баласс,2005.
  • Барова Е.С. Уроки литературы в 6-м классе по учебнику-хрестоматии «Шаг за горизонт». Методические рекомендации для учителя. По научной редакцией Е.В. Бунеевой. – М.: Баласс.2005.
Интернет-ресурсы:

План-конспект урока, а также презентации к данному уроку можно скачать здесь.

Поиск
Количество вакантных мест в МБОУ "СОШ № 12"
Территория микрорайона, закрепленная за МБОУ "СОШ №12"

Перечень температурных режимов, при которых нахождение детей на улице не рекомендуется (не безопасно)

Оставить отзыв о школе на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
Линия помощи «Дети Онлайн»
Нужна помошь?

Вы можете обратиться с обращением к Уполномоченному по правам ребёнка в Ямало-Ненецком автономном округе по вопросам соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов детей.

Паспорт дорожной безопасности
МБОУ "СОШ № 12"

Сетевичок.рф - обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности. Online поддержка подростков

Оцените наш сайт
Всего ответов: 1028
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

МБОУ "СОШ №12"© 2024