Решаем вместе
Есть вопрос?
11
Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 19.03.2024, 14:58


Меню сайта
Полезные ссылки

1. ГИС Образование Ямала

2. Портал государственных услуг РФ

3. Официальный федеральный портал поддержки еди­ного государственного экзамена

4. Каталог цифрового образовательного контента

5. Новости Минпросвещения России

6. Федеральный портал "Российское образование"

7. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

8. Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях

9. Официальный сайт департамента образования ЯНАО

10. Официальный сайт департамента образования Администрации города Ноябрьска

11. Сетевое педагогическое сообщество учителей русского языка и литературы города Ноябрьска

12. On-line помощь в киберпространстве для подростков

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Новая страница 1

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке.

Цели:

1. Восприятие и первичное осознание нового материала.

2. Развитие навыков исследовательской деятельности.

3. Воспитание идеального читателя.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, шкатулка с «волшебными» предметами, фломастеры, презентация.

Ход урока.

Здравствуйте, ребята. Когда я так же, как и вы, училась в 5-м классе, то читала огромное количество книг. И уже тогда я поняла, что в художественном произведении всё неслучайно, любая художественная деталь, любое слово в книге неслучайны. Давайте в этом сегодня убедимся.

Поэтому наш урок я предлагаю провести в форме исследования.

Вы члены научного общества.

Я ваш научный руководитель.

Объект исследования - сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Тема исследования – Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке.

Гипотеза нашего исследования будет такой – всё в сказке А.С.Пушкина неслучайно.

Поскольку сказка у нас волшебная, позвольте выступить мне в роли волшебника. Как у любого мага и чародея у меня есть свои фантастические предметы. Перед вами волшебная шкатулка. Попробуйте догадаться, какой волшебный предмет я сейчас достану? Этот предмет есть практически у каждого волшебника, глядя в него, он предвидит будущее, находит ответы на любые вопросы.

(Книга).

Так как мы сегодня проводим исследование, то моя волшебная книга будет служить нам справочником, в котором мы сможем найти ответы на все интересующие нас вопросы.

Уважаемые члены научного общества, начнём наше исследование с темы.

- Какие слова вам показались незнакомыми, непонятными?

(Явная и неявная).

Разберёмся в теме поэтапно. Начнём со слова «сказка».

- Что такое сказка? (Ответы)

Для того чтобы проверить, я предлагаю заглянуть в волшебную книгу.

(Презентация «сказка»).

- Какая сказка является литературной?

(Презентация. Тест. Учащиеся выбирают правильный вариант ответа.)

- Какая сказка является волшебной?

(Презентация. Тест. Учащиеся выбирают правильный вариант ответа.)

Молодцы, действительно, всё знаем.

Теперь давайте попробуем  догадаться, что же такое явная и неявная фантастика?

- Каково лексическое значение слова «явный»?

Обратимся к волшебной книге.

(Презентация).

Вывод: явная фантастика – это те волшебные предметы, которые мы открыто видим  в сказке. Например, моя волшебная книга. О неявной фантастике мы можем лишь догадываться, обладая умением читать между строк.

С темой исследования мы разобрались.

(Креплю таблички «Явная фантастика», «Неявная фантастика»).

Переходим к первому этапу нашего исследования. Волшебная шкатулка. Догадайтесь, какой волшебный предмет я сейчас достану?

Ей в приданое дано

Было лишь оно одно,

Свойство волшебное имело:

Говорить оно умело.

(Зеркало).

- В каком эпизоде сказки мы впервые встречаемся с этим предметом?

- Каким волшебным свойством обладало зеркало?

- Куда мы отнесём этот предмет: к явной или к неявной фантастике?

(Крепится слово зеркало в схему в столбик с названием «Явная фантастика»).

- А вы никогда не задумывались, почему именно зеркало? А может, в самом предмете кроется причина?

(Ответы). Замечательно.

Проверим свои предположения. Заглянем в волшебную книгу.

(Презентация).

- Что же скрывается за этим волшебным предметом?

(Что его хозяйка - ведьма).

Прочитаем ещё раз строки о царице. (Комментированное чтение стр.54, 2стол. 3строч. Читают дети).

- Какими эпитетами награждает её автор?

- Давайте вспомним, какими чертами характера обладает ведьма в других сказках?

(Злая).

- В каком эпизоде сказки Пушкин впервые показывает нам истинное лицо царицы?

(Ответы учащихся).

(Комментированное чтение отрывка. Читает учитель. Стр. 55. «Ах, ты..»).

- Каким цветом можно раскрасить чувства и настроение царицы в этом отрывке?

(Чёрным).

- Использует ли Пушкин слова с корнем –чёрн- в этом отрывке?

(Постоянный эпитет чёрная зависть и Чернавка.) (Кто такая Чернавка? Понятно из контекста?). (Презентация).

- А кто знает, что обозначает чёрный цвет?

(Ответы).

Заглянем в волшебную книгу.

(Презентация).

- Подтвердили мы свои предположения?

- К какой фантастике мы это отнесём?

(К неявной.) (Крепится табличка).

Увидели, что Пушкин напрямую не говорит, что мачеха - ведьма, а при помощи определённых символических предметов, изобразительных средств языка, раскрывая определённые черты характера, показывает нам это.

Следующий этап нашего исследования. Вновь волшебная шкатулка. Следующий предмет, который я достану, это магическая цифра. Догадайтесь, какая.

(Семь).

- В каком эпизоде сказки мы встречаемся с этой цифрой?

Зачитываем этот отрывок. (Комментированное чтение. Читает учитель. Стр. 55.)

Задание: поставить букву П там, где нужно проверить предположения главной героини.

- Что нужно проверить?

(Действительно ли, люди добрые живут.)

Проведём исследования в группах. Группы исследуют разные отрывки из текста.

Представляем результаты исследования. Руководители групп делают сообщения.

Мы с вами подтвердили свои предположения. Продолжаем исследование.

- Всё-таки причём здесь магическая цифра семь? Почему именно семь богатырей?

(Ответы).

Заглянем в волшебную книгу?

(Презентация).

Пушкин, используя цифру семь, намекает нам, что царевна столкнётся с добрыми сказочными персонажами.

- Какая это фантастика: явная или неявная? (Неявная. Крепится табличка).

 А теперь, поскольку я сегодня работаю волшебником, позвольте мне вам продемонстрировать магическую силу цифры семь.

(Физпауза). Попрошу вас всех встать.

Поднимает руки класс- это раз,

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперёд смотри – это три,

Руки в стороны пошире на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять

И за парты тихо сесть – это шесть,

Улыбнуться нужно всем – это семь!

- Поднялось у вас настроение? Правда, магическая цифра семь?

Следующий этап нашего исследования. Угадайте, какой предмет я достану из волшебной шкатулки:

Оно соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто мёдом налилось!

Видны семечки насквозь…

(Яблоко).

- В каком эпизоде сказки говорится о яблоке?

(Ответы).

- В кого превращается мачеха в этом отрывке?

(Черница).

- Почему Пушкин опять использует слово с корнем –чёрн-?

- Что оно принесёт?

(Смерть).

- Почему мачеха отравила царевну именно при помощи яблока?

(Ответы). Замечательно.

Заглянем в волшебную книгу?

(Презентация).

Опять Пушкин в скрытой форме показывает, что царевне угрожает смерть.

- К какой фантастике мы отнесём яблоко? (К неявной. Крепится табличка).

Переходим к следующему этапу нашего исследования.

А я опять обращаюсь к своей волшебной шкатулке. (Достаю хрусталь).

- Ребята, как вы думаете, что я достала?

- Как называется этот камень?

- В каком отрывке мы встречаемся с хрусталём?

- Когда вы читали сказку, вам жалко было царевну? Почему?

А вот ответ я попрошу вас нарисовать. Это задание называется цветослово.

В геометрической фигуре, в каком-то рисунке передайте характер царевны. Какой вы её увидели, с чем можете сравнить? (Работа в группах).

Открываем галерею рисунков. Руководители групп делают свои сообщения.

- Почему же всё-таки богатыри решили положить царевну именно в хрустальный гроб?

(Ответы).

Заглянем в волшебную книгу.

(Презентация).

С хрусталём автор сравнивал душу царевны. Недаром, когда вода очень чистая, про неё тоже говорят: «Хрустальная».

- Какая это фантастика: явная или неявная?

(Неявная. Крепится табличка).

Последний этап нашего исследования. Я вновь открываю волшебную шкатулку. Достаю волшебные силы природы. Ветер, солнце и месяц. Пушкин наделяет их способностью говорить.

- Какая это фантастика?

(Явная. Крепятся таблички).

- В каком отрывке мы встречаемся с этими силами природы?

- Почему солнце, месяц и ветер помогают именно королевичу Елисею?

(Вспомните, у нас в сказке всё неслучайно).

- Заглянем в волшебную книгу?

(Презентация).

- А вы догадывались, что обозначает имя Елисей?

- Какая это фантастика?

(Неявная. Крепится табличка).

- Что происходит дальше, когда Елисей находит царевну?

(Царевна ожила).

- Можно ожить после смерти?

- Какая это фантастика?

(Неявная. Крепится табличка).

- Что происходит в конце сказки?

(Мачеха умирает).

- Что послужило предвестником этого несчастья?

(Зеркало разбилось). Автор опять при помощи этой детали намекает нам, что произойдёт несчастье.

- Какая это фантастика?

(Неявная. Крепится табличка).

Подведём итог.

В начале нашего исследования мы предположили, что в сказке Пушкина всё неслучайно. Убедились ли мы в этом, работая с текстом и классифицируя явную и неявную фантастику?

(Ответы).

Увидели, что все фантастические предметы и явления неслучайны, за каждым из них что-то кроется. И всё-таки наше исследование не будет завершённым, если мы с вами не разберёмся в названии сказки.

- Почему же сказка так называется, ведь не семь богатырей спасли царевну?

Предлагаю в группах провести исследование и ответить на этот вопрос. Во время работы помните, что в художественном произведении всё неслучайно!

(Работа в группах).

Руководители групп делают сообщения. (Семь – символ добра, смерть – это зло).

Идея любой волшебной сказки – добро побеждает зло.

(Крепится табличка в схему).

Завершение схемы.

Явная фантастика

Добро побеждает зло

Неявная фантастика

Волшебное зеркало
Солнце
Месяц
Ветер
Царевна ожила

 

Мачеха – ведьма
Семь богатырей
Яблоко
Хрусталь
Имя Елисей
Разбитое зеркало

А показывает нам это Пушкин, используя явную неявную фантастику. И за каждым его словом, символом, образом кроется определённый смысл.

Мне очень хочется пожелать, чтобы вы, читая любое произведение художественной литературы, были внимательны, задумывались над каждым словом и помнили: в книге нет ничего случайного.

Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, вы были настоящими исследователями. А теперь я предлагаю высказать вам свое отношение к уроку.

Учащимся предлагается четыре высказывания, характеризующие их отношение к данному уроку. Работая в группах, ребята выбирают для себя высказывание и хором произносят.

Д.З. Прочитать отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» стр.61-69 и найти в нём средства фантастики.

 

Анализ урока.

Уважаемое жюри, вашему вниманию был представлен урок по теме: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке.

Данный урок является вторым в разделе «Сказка и фантастика».

Основная цель урока – восприятие и первичное осознание нового материала. Кроме этого мною были определены следующие цели: развитие исследовательской деятельности учащихся на уроке и воспитание идеального читателя.

В зависимости от целей урока  определила его тип: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Форма урока – исследование.

Как я уже сказала, данный урок является вторым в изучаемом разделе, поэтому опиралась на то, что учащиеся уже познакомились со сказкой Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Именно поэтому работа по развитию такого читательского умения, как антиципация, не проводилась, поскольку предполагалось, что анализ заголовка и знакомство с предтекстовой информацией были проведены на предыдущем уроке до знакомства с текстом.

Закреплено понятие волшебной сказки, что поможет учащимся лучше усвоить материал следующего урока.

(С последующей темой урок связан: идет изучение поэмы «Руслан и Людмила», тема: отличие от волшебной сказки.)

Это один из уроков образовательной системы «Школа 2100». По традиционной системе предполагается несколько другой подход к анализу текста.

В ходе анализа сказки Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» мною были использованы следующие приёмы понимания текста.

На первом этапе была дана общая установка и выбраны такие приёмы концентрации внимания, как выдвижение гипотезы во время работы научного общества, а также присутствие волшебника с фантастическими предметами. Этапы урока условно были обозначе6ны как этапы исследования.

В ходе работы над содержанием текста и классификации средств явной и неявной фантастики я использовала такой приём работы с текстом, как комментированное чтение, поскольку этот приём более продуктивен при работе с незнакомыми детьми. Анализ стихотворного текста также предполагает использование данного приёма работы, т.к. при организации диалога с автором и постановке вопросов к стихотворному тексту уходит эмоциональное восприятие произведения.

Параллельно с комментированным чтением проводилась словарная работа.

При  работе с текстом учащиеся выдвигали свои предположения, прогнозировали, проводилось обсуждение читательских интерпретаций.

По ходу урока составлялась схема, с помощью которой классифицировались средства явной и неявной фантастики, способствующие раскрытию основной идеи художественного произведения. Таким образом решалась концептуальная задача текста.

С целью проверки усвоения нового материала (явная и неявная фантастика) было дано творческое задание, выполняя которое учащиеся повторно обратились к заголовку «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и должны были увидеть средства неявной фантастики и ещё раз подтвердить гипотезу, что всё в сказке неслучайно. Даже в заголовке.

Управление учебной деятельностью школьников осуществлялось посредством корректировки читательских интерпретаций авторским смыслом, мною давалась оценка учебной деятельности.

Отклонения от урока по отношению к плану:

Долго думала, какой подарок сделать детям, т.к. день для них был необычный, урок тоже, и чтобы всё это запомнилось и настроение у ребят поднялось, я сделала им подарок: конфеты «Сказки Пушкина».

А сейчас, я думаю, мне следует сказать, что цели урока достигнуты, т.к. научное исследование состоялось, но я не берусь судить об этом, судить об этом вам.

Спасибо за внимание.

Во время чайной паузы у вас тоже будет возможность попробовать «Сказки Пушкина»

Методы развив обуч.: диалоговый, проблемный, личностно- ориентированный

Презентацию к данному уроку можно скачать здесь.

Поиск
Количество вакантных мест в МБОУ "СОШ № 12"
Территория микрорайона, закрепленная за МБОУ "СОШ №12"

Перечень температурных режимов, при которых нахождение детей на улице не рекомендуется (не безопасно)

Оставить отзыв о школе на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
Линия помощи «Дети Онлайн»
Нужна помошь?

Вы можете обратиться с обращением к Уполномоченному по правам ребёнка в Ямало-Ненецком автономном округе по вопросам соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов детей.

Паспорт дорожной безопасности
МБОУ "СОШ № 12"

Сетевичок.рф - обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности. Online поддержка подростков

Оцените наш сайт
Всего ответов: 1028
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

МБОУ "СОШ №12"© 2024